«Футбольная война»
ВСЕ КОНФЛИКТЫ НА ГЛАВНУЮ


 


Футбольная война, как принято называть этот конфликт, строго говоря, к футболу имеет мало отношения. Истинные причины "Футбольной войны", одного из очень немногих межгосударственных конфликтов в Центральной Америке XX века, как считается, экономического характера: Сальвадор перенаселен и имеет очень ограниченные ресурсы, а в Гондурасе ресурсов много, а населения меньше. Ради обработки своих плантаций в Гондурасе американские ТНК «Стандард Фрут» и «Юнайтед Фрут» стали завозить из Сальвадора рабочих, положив начало трудовой миграции. Помимо этого, во множестве перебирались через границу сквоттеры, попросто захватывавшие землю в малонаселенных районах Гондураса. К 1969 примерно 300 тыс. сальвадорцев переселились в Гондурас (=12% населения), в те времена само население Сальвадора составляло примерно 3,3 млн. Другое важное направление экспансии заключалось в том, что сальвадорцы открывали бизнес в Гондурасе (особенно хорошо заметным признаком были обувные лавки сальвадорцев), поскольку в тот момент экономическая конъюнктура работала на более развитые экономики региона – гватемальскую и сальвадорскую, а на побережье Карибского моря дело выглядело так, будто сальвадорцы отбирают работу и заработки у местных; так что гондурасцев, естественным образом, одолевала мысль о скором их экономическом подчинении и ассимиляции Сальвадором. В свете общих неуспехов в экономике было очень удобно сделать сальвадорцев козлами отпущения; в начале 1969 гондурасский президент Освальдо Лопес Арельяно анонсировал будущую земельную реформу: владеть землей могли только гондурасцы по рождению. Кроме того, он отказался продлить соглашение о имиграции с Сальвадором, и на местах стали создаваться вооруженные формирования для борьбы со сквоттерством. То и другое повлекло возвращение 25 тыс. сальвадорцев на родину в течении первой половины года. На фоне всего этого обострился территориальный спор из-за островов в заливе Фонсека.

Самым видимым инцидентом крепнущего конфликта стали события вокруг стыкового матча сборных этих стран за право играть на Чемпионате мира по футболу 1970 года (в противоречии с общепринятым мнением, на самом деле, это был полуфинал отборочного цикла, победителю еще предстояло играть с Гаити). Игры были назначены на 8 июня в Тегусигальпе, а ответная на 15 в Сан-Сальвадоре. После того, как каждая из команд выиграла домашний матч – гондурасцы 1:0, сальвадорцы 3:0, третья игра прошла в Мехико 28 июня и сальвадорцы победили в упорной борьбе 3:2. В Гондурасе было на игре очень неспокойно, футболисты гостей жаловались на нападения и оскорбления, а в Сальвадоре флаг и гимн Гондураса подверглись глумлению, приезжие фанаты побоям. В Гондурасе в ответ принялись прессинговать сальвадорцев, и пострадали даже 2 вице-консула; добавило дров в огонь начинание гондурасцев по разоружению населения пограничья, вылившееся в расправы с “гостями”. 24 июня сальвадорцы объявили призыв на военную службу, и пошел слух о нападении гондурасских ВВС на пост “эль Пой”, и даже переходе врагами границы. 27 июня были разорваны дипломатические отношения, а 12 июля Гондурас начал концентрировать авиацию в Сан-Педро Сула и создал “командо норте”, которое и координировало все военные операции в течении конфликта. Обе стороны принялись накапливать силы вдоль реки Гоаскоран в районе залива Фонсека.

14 июля 1969 года поутру, в 5:50, началась война. Сальвадорская авиация в составе 11 винтовых самолетов времен Второй мировой и 5 двухмоторных бомбардировщиков пыталась нанести авиаудар, но не очень преуспела, хотя и побарражировала над Тегусигальпой; скорее ее рейд имел психологическое значение, поскольку никак не пострадали склад нефтепродуктов и основная база авиации. В 23:00 была подписана директива гондурасской армии ответить ударом на удар, и был проведен авиарейд против стратегических целей в Сальвадоре, который можно оценить как удачный. На суше основные усилия сальвадорцев были направлены вдоль панамериканского шоссе, с задачей захватить Эль Аматильо, столицу департамента Чолутека. Встречая легкое сопротивление, сальвадорцы прошли вглубь территории Гондураса довольно основательно. К вечеру 15 июля сальвадорцы, армия которых насчитывала 9000 человек вместе с силами безопасности, прошли 8 километров и захватили столицы двух департаментов. На занятых территориях были даже назначены военные губернаторы. 16 числа гондурасцы, перегруппировавшись, атаковали, и остановили противника, и эта баталия стала самой жесткой в ходе войны. 17 июля сальвадорцы продолжили активность на севере, и, прежде чем дипломатические усилия и недостаток снабжения сказались, сальвадорцы продвинулись далеко в Гондурас и на этом участке. Всего во время “футбольной войны” или “Сточасовой войны” с Гондурасом сальвадорцы прошли в пиковый момент 29 км вглубь вражеской территории. 18 июля начались переговоры, однако сальвадорцы выставили неприемлемые условия компенсации за разгромленное имущество эмигрантов и гарантий оставшимся. 20 прекращение огня все-таки удалось внедрить. Общий счет потерь примерно 2000-4000 человек, ущерб порядка $50 млн.

В июле 1976 реминисценции конфликта, но ОАС сумела погасить остроту, в октябре решено передать диспут международному суду, но процесс шел медленно и периодически наблюдались недружелюбные жесты обеих сторон. Через 13 лет после войны международный суд присудил примерно две трети наземных спорных территорий Гондурасу. Спорные территории в заливе Фонсека ИКЖ закончил распределять в 1992, присудил остров Эль Тигре гондурасцам, а Меангера и Меангерита отошли Сальвадору.

 


© Конфликтолог, 2006- ...
По вопросам заимствования материалов обращайтесь к автору

ВСЕ КОНФЛИКТЫ НА ГЛАВНУЮ