ВСЕ КОНФЛИКТЫ | НА ГЛАВНУЮ |
Последнее обновление 4.04.2016.
Конфликт в Северной Ирландии имеет очень давние корни, и, что интересно, хотя конфликт этот не самый кровавый в истории сепаратизма, но он получил очень основательное освещение, благодаря чему североирландский конфликт чрезвычайно хорошо известен.
Триггером североирландской проблемы, по-видимому, стало устроение англичанами плантационного хозяйства в Ольстере, начиная с 1609 года. Для работ в трудоемком плантационном земледелии землевладельцы завозили протестантов из Англии и Шотландии, а правовая основа Великобритании тех времен урезала в правах любого, кто не принимал англиканскую церковь, и при Вильгельме Оранском католикам запрещалось посещать школы, занимать административные посты, владеть землей, т.е. фактически закрывались все возможности к жизненному успеху. Такая практика послужила поводом к двум крупным и кровавым конфликтам в 1641-53 и 1689-91 годах. В Северной Ирландии традиционно высокий уровень посещения гражданами церквей, служащих центрами всей социальной активности, и широко практикуются браки между членами одной коммуны, что ведет к созданию мощных неформальных структур и определенной самоидентификации.
Постоянная рознь по религиозным мотивам множилась на политические разногласия. Население Северной Ирландии, желающее политических перемен, делится на республиканцев (домогающихся объединения острова) и лоялистов (за независимость собственно Северной Ирландии, каковая идея время от времени появляется с третьей четверти 18 века); сторонники единения с Британией – унионисты, часто унионистов и лоялистов группируют вместе под названием последних. Протестанты составляют большинство в Северной Ирландии, католики в Ольстере в настоящий момент составляют треть населения. Проведенная в 20-х годах 20 века избирательная реформа привела к потере католиками веса в политике – теперь у них было большинство только в двух из восьми местных советов, и голосовать имели право только лица, подпадающие под имущественный ценз, владеющие недвижимостью, и в любом случае максимум два человека от семьи, т.е. взрослые дети, живущие с родителями, и обитатели съемных квартир права голоса не имели. Более того, право голоса имели владельцы «коммерческой собственности», приносящей 10 фунтов дохода в год, причем на каждые последующие 10 фунтов оценки можно было поименовать избирателя, вплоть до 6 ибирателей на каждый конкретный объект. Собственностью в силу исторических событий владели в основном протестанты, с естественными последствиями для хода и результата выборов. После отмены таких интересных постановлений пошли в ход манипуляции с границами избирательных округов, так что на две трети населенный католиками Дерри в итоге избирал горсовет, на две трети состоящий из протестантов, в Ферманахе при перевесе католиков (29 тыс. к 23 тыс.) выбиралось 2 протестанта и католик в парламент и 20 к 6 муниципальных советников, в Данганноне 53% католиков, но от них 7 делегатов и от протестантов 14. Контроль над политической жизнью общества часто продолжался в социальную сферу, и выражалось превалирование протестантов в таких формах, как структура жилищной программы – строили жилье в протестантских районах, со стандартной планировкой, неудобной для традиционно крупных католических семей, проводили манипуляции с очередью на жилье, предпочитая давать жилплощадь холостым протестантам, чем семейным католикам. Наблюдалась и дискриминация при приеме на работу, так что престижные и хорошо оплачиваемые работы в судостроении и промышленности попадали обычно протестантам, должности рабочих и в менее престижных отраслях промышленности, типа текстильной или строительства, подверженных к тому же рецессиям – католикам. В горсовете Дерри 33% рабочих мест было у католиков, но 79% фонда зарплаты выплачивалось протестантам. Офсайт «Шинн Фейн» пеняет, что у католиков в 2,5 раза выше процент безработных. Система вслух поощрялась премьерами и прочими лидерами политической жизни Северной Ирландии с откровенными ссылками на нелояльность католиков. Отмечается, справедливости ради, что в округах, где католики составляли большинство избирателей и контролировали политику, наблюдались те же явления, но по отношению к протестантам. Все эти мелкие привилегии выдавались в таких условиях, когда (данные на момент начала «трудностей») 18% населения обитало в жилье из расчета более чем 2 человека на одну комнату, 78% домов сельской округи не имели водопровода, средний доход было порядка 60% среднебританского; и, соответственно, ценились высоко.
Cобытия, между тем, довольно быстро приобрели совсем скверный оборот В августе 1969 состоялась "битва при Богсайд", в населенном католиками западном районе Дерри. 12-14 августа силы РУК попытались использовать традиционный парад унионистов как повод "навести порядок" и способ гашения национализма в католическом\националистическом ареале города. Когда стало известно о грядущем параде, обитатели Богсайда, мимо которого был проложен маршрут, создали комитет, который разработал планы как для предотвращения столкновений, так и на случай конфликта. Республиканцы на уровне политических деятелей также предлагали организаторам процессии выбрать другой маршрут. Ночью перед маршем женщин и детей из Богсайда эвакуировали, а подступы к району забаррикадировали. Сама процессия несколько скорректировала маршрут и удалилась без особых происшествий, однако РУК остались, на Саквилль стрит вспыхнула потасовка, а спустя несколько часов силовикам был дан приказ идти в атаку с двух направлений, с Литтл Джеймс стрит и Ватерлоо плейс в направлении Росвилль стрит в надежде загнать националистов в собственно Богсайд. Началась уличная битва с метанием камней и бензиновых бомб (бутылки, стиральный порошок и сахар как компоненты для бомб собирали, обходя дома); в 7 вечера полиция и некоторое количество унионистов в штатском преуспели прорваться на Росвилль стрит, но были оттуда изгнаны. В процессе был впервые в Великобритании применен слезоточивый газ (про-националистский сайт утверждает, что перед тем, как дать санкцию на применение, министр внутренних дел сперва попробовал дозу сам). Несмотря на мобилизацию полиции со всего региона, сломить сопротивление не удавалось, район остался в полной власти националистов, объявивших его "свободным Дерри" и даже вывесивших дорожные указатели соответствующего содержания.
Продолжение следует
© Конфликтолог, 2006- ...
Понравилось? Хотите скачать? Нет ничего проще -
материалы сайта и многое помимо того
теперь есть под одной обложкой