Противостояние в Оке
ВСЕ КОНФЛИКТЫ НА ГЛАВНУЮ


 

 
Противостояние в Оке, столкновения в Оке, события в Оке - разные названия одного и того же: получивших в свое время широкий резонанс событий 1990 года в поселке Ока под Монреалем, где состоялась весьма жесткая конфронтация между индейцам-мохауками, отстаивавшими свои права на священную рощу в стычках с жадным муниципалитетом и призванными им силовиками.

В июле-сентябре 1990 была заложена основа для конфронтации, попыткой расширить поле для гольфа за счет индейской земли. В качестве объектов посягательства выступили кладбище предков и священная дубовая роща, посаженная в незапамятные времена - утверждают даже, что самая старая в Северной Америке лесопосадка руками человека. В 1717 губернатор колонии, не вполне законным путем, передал землю индейцев католической семинарии, дабы та распоряжалась ею в интересах мохауков, вторым обязательством семинария пренебрегла, распродав часть земель колонистам, из 154 квадратных миль к 1989 разошлось по рукам всё, кроме 3,6 квадратных миль. Индейцы неоднократно взывали к правосудию и грозили мерами, но до поры ситуация все-таки не доходила до обострения. В 1959 местная администрация задумала построить поле для гольфа на девять лунок и прилагающуюся инфраструктуру, состоялся суд-то все же был, но к моменту начала слушаний всю территорию уже пустили в дело. Старинное кладбище мохауков оказалось в новых условиях втиснуто между подъездной дорогой и парковкой гольф-клуба. Попытка в конце 70-х заявить права на землю установленным федеральными законами порядком после девятилетнего разбирательства завершилась неудачно, по каким-то бюрократическим причинам. Конец 80-х был ознаменован регулярными трениями между муниципальными работниками и индейцами, и в марте 1989 мэр поселка Ока вознамерился добавить еще девять лунок за счет остатков дубовой рощи, и построить по соседству то, что в России именуется “элитные коттеджи”. Индейцы и на сей раз пытались добиться правды и справедливости судами и мирными маршами, но в нарушение достигнутой договоренности ничего не предпринимать до выяснения всех деталей и правовых вопросов муниципалитет пожелал начать работы уже летом 1989 года и 1 августа девелоперы устроили церемонию срубания первого дерева. Хотя в итоге оные согласились отложить свою затею на девять месяцев, но по истечении этого срока снова взялись за свое, не отвратило их и разбитие мохауками лагеря с боевым флагом прямо на месте будущих работ. Наконец, в начале июля 1990 года мэр направил полиции Квебека требование вмешаться, назвав как причину наличие у защитников воздвигнутой в ключевом пункте баррикады огнестрельного оружия, на уговоры министра по делам индейцев наплевав. 11 июля рано поутру полиция, численностью примерно 100 человек, в полном боевом оснащении, с оружием и слезоточивым газом, явилась к мохаукам, укрепившим свои позиции бревнами, колючей проволокой, мешками с песком, потребовать немедленной сдачи. После краткого совещания и молитв индейцы отказались, поскольку "это последний кусок нашей священной земли, и без него мы не можем жить как мохауки". Силовики атаковала баррикады со слезоточивым газом и шумовыми гранатами, затем (неустановлено, кто первым начал) началась пальба. По результатам полуминутной перестрелки полиция отступила к подножью холма, бросила 6 машин, добавленных к баррикадам, и бульдозер. В процессе погиб полицейский капрал, пуля попала ему как раз в подмышку выше бронежилета в момент, когда он руку вскинул, после него остались дочь и беременная жена, патрон потом долго изучали, на предмет кто стрелял, но толкового заключения нет до сих пор. Мохауки приспустили свой флаг в день похорон, прислали соболезнования, но отказались признать себя виновными. Полиция, в сторону которой подул ветерок, принесший ей ее же слезоточивый газ, ретировалась, а мохауки построили баррикады уже теперь на всех въездах на спорную территорию, еще и прихватили существующее поле для гольфа, и вывесили там свой флаг. Утверждается, что юрист мохауков дозвонился до премьер-министра провинции Квебек, который узнав о смерти полисмена, предполагавшийся второй рейд приказал отменить.

В те же сроки индейские вожди со всей Канады собрались в соседней общине мохауков в Каннаваке и решили поддержать братьев по крови, община Каннаваке из солидарности блокировала стратегический мост в Монреале, и дальше периодически о своей позиции напоминала, порой сразу три дороги федерального значения бывал парализованы. Две крупные блокады в Онтарио были устроены из солидарности. В июле-августе индейцы – поскольку мохауки одна из шести наций ирокезской конфедерации – устраивали марши протеста по всей стране и обращались в ООН, требуя бойкота Канады и вмешательства миротворческой миссии. Некоторое количество белых, до 7 тыс. чел., протестовало против действий индейцев, результатом чего стало закидывание камнями стариков и женщин из индейцев.

14 августа тот же премьер Квебека запросил помощи военных, на основании того же закона, что и в 1970 году, во время кризиса, вызванного делами "Армии освобождения Квебека", задействовано было примерно 3500 человек. Вся округа была огорожена колючей проволокой и прочими заграждениями, 1 сентября в час дня военные пошли на штурм разом с севера, запада и востока, до стрельбы так и не дошло, индейцы отошли в построенный на их территориях комплекс реабилитационного центра для алкоголиков и наркоманов. Блокада его, однако, затянулась, и только 26 сентября конфликт вошел в решающую фазу. Индейцы посчитали, посовещавшись, что больше ничего не удастся добиться, благо удалось лес спасти и добиться внимания к нуждам коренных народов, торжественно закопали табак, зажгли священный костер и собрались покидать комплекс, многим удалось выбраться без последствий для себя путем ловкого маневра: в малоохраняемой зоне периметра перекинуть нечто вроде мостков через колючую проволоку; пока армия поспела на место, масса участников мероприятия успела разбежаться по лесам. В итоге, правда, преуспел выбраться вообще из района конфликта только один индеец, который ухитрился пробиться и через оцепление и добрался до американской соседней резервации, через два дня добровольно пришел в офис полиции. Итого в результате вооруженного противостояния 1 полицейский погиб, два старика умерли – один от последствий слезоточивого газа, другой от сердечного приступа после скандала с квебекцами. Мохауки сочли за лучшее принять предложение правительства в обмен на $200 тыс. отказаться от всех юридических разбирательств насчет пострадавших и нарушения прав в процессе осады.

Противостояние в Оке имело огромное значение для всех индейцев Канады - именно после этого события и вызванного им общественного резонанса началось реальное решение проблем индейцев, и суды стали по существу разбирать их жалобы, только в первый после стычки год было вынесено сразу несколько важных судебных решений в пользу коренного населения - хотя Ока не стала последним местом столкновений на этом поприще.

 


© Конфликтолог, 2006- ...
По вопросам заимствования материалов обращайтесь к автору

ВСЕ КОНФЛИКТЫ НА ГЛАВНУЮ