События 2009 года в Молдове
ВСЕ КОНФЛИКТЫ НА ГЛАВНУЮ


 


Выборы 2009 года в Молдове были ознаменованы массовыми беспорядками, невиданного много лет размаха и ставшими прологом к затяжному политическому кризису.

К выборам (и беспорядкам) этим коммунисты Молдавии (ПКРМ) подошли во вполне достойном виде, и небезосновательно рассчитывали на победу, результаты почти десятилетнего пребывания партии у власти выглядели намного лучше, чем результаты предыдущего десятилетия, когда первую скрипку играли в основном те же группы, что стали оппозицией на выборах-2009 – хотя, разумеется, ситуация в республике была далеко от идеальной. Нельзя не отметить довольно оригинальный ход коммунистов: пригласили они российского юмориста Геннадия Хазанова, он у них в предвыборном ролике обрядился Штефаном чел Маре и читал юмористические стихи с поношением оппозиции (желающие могут посмотреть, как было дело, с переводом самих стихов здесь).

Для избрания президента по действовавшей тогда схеме требовалось кандидату получить поддержку 61 депутата, и после подсчета голосов выяснилось, что ПКРМ получила 49,95%, или 60 мест (хотя долго фигурировала, и даже на сайте избиркома проскочила, информация, что ровно 61 кресло), тогда как оппозиция показала довольно слабые результаты: Либеральная партия 12% голосов (15), Либерал-демократическая 12%(15), АМН 9,8%(11), остальные и близко не подошли не то что к 6-процентному барьеру прохождения в парламент, но и за 3% едва перевалило только 2 партии. Оппозиция на сей раз не смирилась со своим поражением, возмущалась, что диаспоре не дали голосовать, обвиняла власти в подтасовках, заявив, в частности, что в списках избирателей 400 тыс. лишних фамилий. В итоге-то проведенный пересчет голосов подтвердил прежние результаты. Фактически, ПКРМ еще и улучшила свои показатели предыдущего избирательного раунда.

Но еще 6 апреля, на следующий день после выборов, начались митинги, а 7 они приобрели угрожающий характер. Перед парламентом на сей раз собралось, по разным оценкам, от 5 до 10 тыс., а может и до 15 тыс. народу, среди прочего во множестве с флагами Румынии и Евросоюза, в союзе с которыми многие представители молодежи видели спасение от молдавских проблем. Толпу, как утверждается, организовывали в значительной степени по социальным сетям в интернете, отчего порой появляется название «твиттерная революция», хотя, строго говоря, ни на какую революцию события весны 2009 никак не тянут.

По ходу дела начались беспорядки, и полиция, несмотря на применение водометов и слезоточивого газа, не смогла отстоять парламентское здание, таковое было разгромлено и подожжено, только к вечеру силовики смогли отбить легислатуру. По ходу дела участники беспорядков спустили со здания молдавский флаг и подняли румынский. Немало народу пострадало в ходе событий весны 2009, сообщалось сперва и о жертвах, но девушку, объявленную погибшей от угарного газа во время пожара в здании, как потом оказались, спасли медики.

Как водится на постсоветском пространстве в последние лет десять, были представлены взаимоисключающие версии. Власти по некотором размышлении объявили виновниками ирредентистов, изгнан румынский посол в Кишиневе, было заявлено, что он лично участвовал в координации бесчинств, и на Румынию была возложена ответственность за «политическое консультирование трех либеральных партий посольством Румынии на всех этапах предвыборной кампании. Оппозиция, напротив, обвинила именно в координации бесчинств агентуру ПКРМ, и за рубежом громко раздавались голоса, что это, возможно, этакий поджог рейхстага, который повлечет установление авторитарного режима. Много нашлось и желающих изобразить, что они как-то причастны к организации событий, или записать события весны 2009 года в “цветные революции” или “заговор госдепа”, но не видно никаких поводов делать то или другое. Скорее всего, имело место действительно стихийное выражение неудовольствия радикальной молодежи, принявшее крайние формы.

Так или иначе, именно события весны 2009 года повлекли длительный политический кризис, разрешившийся только весной 2012. У коммунистов после всех перипетий оказалось на одно кресло меньше, чем нужно для избрания президента без участия посторонних, а оппозиция клялась умереть, но не дать ни единого голоса в помощь ПКРМ, надеясь на пункт конституции, согласно которому после двух провалов голосования за кандидатуру президента парламент должен быть распущен и проводятся новые выборы. Обстановка, однако, была нервной, ожидали возможных переходов из оппозиции во фракцию ПКРМ, однако же в финале парламент все-таки был распущен.

 


© Конфликтолог, 2006- ...
По вопросам заимствования материалов обращайтесь к автору

ВСЕ КОНФЛИКТЫ НА ГЛАВНУЮ