Англо-ирландская война



 


Последнее обновление 15.06.2009.

Конфликт между Англией и Ирландией, подытоживший их существование в рамках единого государства, отчего именуемый порой войной за независимость Ирландии, стал непосредственным сиквелом событий вокруг Пасхального восстания (см.).

Расправа над лидерами восстания сделала из них мучеников, затем последовала история с попыткой законодательно узаконить призыв в британскую армию, встреченная мощным противодействием граждан, и на следующих выборах националисты добились больших успехов. На дополнительных выборах, проходивших в 1916-17 годах, уже было видно, что они набирают силу. Немало этому, видимо, помог Майкл Коллинз, который за время сидения участников Пасхального восстания в лагере Фронгох организовал костяк будущей ИРА*, завязав контакты с представителями националистов по всей округе и проводил там курсы самой разной направленности, в основном, конечно, политической и военной. Развитая им организация успешно содействовала успеху кандидатов от националистов. Парламентская партия не смогла даже выставить кандидатов на четверть мест, ирландцы в британской армии, т.е. в принципе лоялисты, в большинстве своем бюллетеней не получили, фиксированы и подтасовки итогов в пользу националистов. Республиканцы удачно сформулировали программу, не педалируя тему независимости, так что сторонники гомруля голосовали за них, и помогал, видимо, флер мучеников: около половины кандидатов-республиканцев на момент выборов посиживали в тюрьме. Выиграв три четверти мест в парламенте, республиканцы в соответствии с давно предлагавшимся планом отказались участвовать в работе британского парламента, объявив свою конгрегацию ирландской легислатурой. Считается, что ирландцы возлагали большие надежды на президента США Вильсона, который поехал на Парижскую мирную конференцию как защитник малых наций, но эти упования не оправдались. Поскольку англичане, и то с оговорками, согласились только на самоуправление 26 южных графств, в январе, националисты собрали свой парламент в дублинском Мэншен Хаус, и провозгласили независимость.

21.1.1919 состоялась первая стычка, в Типперери «волонтеры» расправились с двумя сотрудниками РИК, везшими в каменоломни взрывчатку. В марте 1920 впервые совершено политическое убийство, британцы убили мэра Корка, завзятого националиста, и тогда же состоялось первое убийство предполагаемого шпиона. Считается, что первая крупная репрессивная акция состоялась в сентябре 1919, когда британцы ограбили и сожгли половину города Фемой в графстве Корк в отместку за нападение военных формирований националистов на английский отряд. Чем более активно проводились репрессии, тем большее сочувствие вызывали сепаратисты. В 1920 ирландские портовики, а за ними железнодорожники и прочие транспортники, отказались перевозить имущество военного назначения; сперва власти в массовом порядке увольняли отказников, потом стали привозить работников из Англии. По всему западу и югу страны происходили аграрные волнения. Принимались всевозможные меры по организации общественного мнения. "Шин Фейн" занималась политической стороной дела, завладевая советами городов и графств, а «волонтеры» военной. Молодежная и женская организации обеспечивали повстанцев разведданными, провизией и укрытиями. Была учреждена параллельная система судопроизводства. В подконтрольных областях продолжалась уплата налогов, городские же власти передавали собранные средства сепаратистам. Основным творцом военной стратегии считается Майкл Коллинз, он наладил эффективную систему расправы с британской агентурой в рядах индепендентов, жестокую и бессудную, рассудив, что солдат англичане с относительной легкостью могут заменить, а квалифицированных знатоков своего дела вряд ли. Хотя за Коллинза сулили 10 тыс. фунтов награды (полевой командир Дэниэл Брин оценен, для сравнения, в 1000), он довольно спокойно ездил в своей униформе по Дублину на велосипеде и, например, ходил на похороны соратников, полагаясь на свою разведку и охрану.

В основном зонами активности повстанцев были Мюнстер и Дублин, рекордные цифры стычек с англичанами дали графства Корк (136) и Типперери (58), совсем немного (2-5) было таковых в Килдэр, Уэстмит, Кингс, Каван, Лаут, Куинс, Карлоу (т.е.западное побережье и центр). В целом система управления сильно децентрализована. Дважды лидеры политического компонента призывали прекратить засады и убийства, и перейти к открытым военным действиям, а в 1921 провели формальную реорганизацию, но она мало на что повлияла, и еще в отчете за самый первый акт насилия участники говорили, что получили указания от своего местного полевого командира, поскольку если ждать указаний из штаба в Дублине, то вряд ли бы хоть что-нибудь вообще когда-нибудь произошло.
"За корону" в основном воевали армия и Королевская ирландская констабулярия (РИК). В общей сложности численность ее составляла около 12 тыс. чел., рассредоточенных по 1500 опорным пунктам. Сотрудники РИК «отлично знали всех и каждого в радиусе 20 миль», и поэтому с их службой повстанцы боролись особенно основательно. Поскольку с 1919 ирландцы в массовом порядке проводили по отношению к ним бойкот, РИК часто вынуждена была закупать продовольствие и совершать прочие трансакции у населения под дулами винтовок; британское правительство существенно увеличило оклады своим сторонникам для компенсации трудностей. Для помощи РИК была учреждена паравоенная формация, формально именовавшаяся «Резервные силы РИК», теоретически носившая, форму РИК, однако поскольку на первых порах штатной униформы РИК не хватало, то одевали рекрутов во что придется – например, военные зеленые штаны и темно-синий полицейский китель. От этого пошло прозвище «black and tans» («чернопегие»), с аллюзиями на знаменитых гончих собак из Лимерика. Прозвание осталось и после того, как стало хватать штатной формы. Персонал составляли главным образом ветераны Первой мировой войны родом из Англии и Шотландии. Утверждается, что охотно брали и осужденных по уголовным делам с применением насилия. Предполагалось, что «танс» будут защищать тыловые посты, выполнять разного рода конвойные функции, помогать полиции. Они проявили себя слабо дисциплинированной и очень жестокой группировкой. Второе место по бесчинствам занимали «окси» (от auxiliaries), созданное указом от 11 мая 1920. Это формирование предполагалось в перспективе сделать поставщиком офицерского корпуса для «танс», но фактически оно существовало совершенно отдельно и рассматривалось с некоторых пор как элитное подразделение РИК. «Окси» нанимались на фиксированный срок, год, зарплата составила 7 фунтов в неделю, и это вдвое выше, чем у констебля, всего формирование было 1500 человек общей численностью, разделенных на 15 команд по сто, расквартированных в самых опасных зонах острова. Оппоненты признают, что это формирование было в значительно большей степени сосредоточено на борьбе с сепаратистами, ему удалось поймать не менее пяти активистов рангом от командира бригады националистов и выше и два члена «окси» получили «Виктория кросс».

Крупные акции в ходе войны начались только с сентября 1920, а с ноября 1920 насилие пошло в рост стремительными темпами. Еще в сентябре 1920 была введена официальная практика устроения репрессалий, наказания обитателей района, в котором проводилась засада, и впервые мероприятие такого рода состоялось 1 января 1921 в Мидлтоне, и за полгода было сожжено почти 200 домов. Позволю себе проиллюстрировать процесс взаимных репрессий на примере хорошо известных событий конца 1920 года. 21.11.1920 самый известный инцидент (получивший название «кровавая суббота» – как мрачно шутила одна книга по этому вопросу, «первая из кровавых суббот ирландской истории 20 века»), когда Дублинская бригада националистов по наводке Коллинза совершила рейд по 14 конспиративным квартирам информаторов и секретных агентов и расправилась с ними плюс двумя «окси»; в ответ «блэк-энд-танс» ворвались на футбольный матч, поскольку, как им сообщили, на стадионе проходило большое собрание боевиков-националистов. В процессе погибло 12 болельщиков и один из участников игры. В том же месяце полевой командир ирландцев Том Бэрри, организовал засаду в Колмайкл (графство Корк) на 18 «окси», до того не подвергавшихся атакам, в отместку за безобразия на «Крок Парк». В процессе все англичане были убиты, как и трое нападавших – двое преждевременно покинули укрытие и погибли на месте, а один смертельно ранен. В ответ британцы разорили всю округу, сожгли все постройки поблизости от места засады, завели обыкновение брать с собой в конвои заложников.

В основном конфликт состоял из малых акций небольшими силами. В марте 1921 состоялось одно из самых крупномасштабных столкновений: Западно-Коркская бригада ИРА*, численностью 104 человека, накрыла 3 различных отряда англичан у Кросберри – 39 убитых, 47 раненых. В конце мая 1921 ирландцы предприняли нападение на Кастом хаус в Дублине, центр британской администрации, однако выявилось, что в открытом бою с англичанами тягаться они не могут. Бригада, численностью порядка 120 человек, заявилась в здание в рабочий день, выгнала всех сотрудников на улицу, деловито облила бензином самые крупные бумажные массивы и подпалила. Однако, в полном соответствии с пророчеством Коллинза, выбраться из района акции ей не удалось, 5 членов погибли и 80 взяты в плен, так что получилась и самая громкая акция и самая катастрофическая в одном лице. Лидеры подполья к июню заопасались, что ситуация становится патовой, и предполагали перенести войну в Англию, и были даже проведены первые акции, в Глазго и Ливерпуле. 11 июля 1921, достаточно внезапно, что атрибутируют политическими интригами в английском истеблишменте, было подписано мирное соглашение. Ирландцы отвергли предложение о доминионе с широкими правами, отвергли приглашение на мирные переговоры с предварительным условием единства Ирландии и Великобритании, согласились только на переговоры без условий в октябре 1921, к которым призывали все оппоненты правительства от компартии до лейбористов. Согласно итоговому соглашению, из 26 южных провинций создавалось Свободное Ирландское Государство («Эйре») со своими парламентом, армией и полицией, но не в качестве независимого, а в качестве доминиона, в Дублине присутствует генерал-губернатор, все дипломатические представители аккредитуются через королевский двор, члены местного парламента будут приносить клятву верности короне и Британскому содружеству; в нескольких портах оставались военные базы. Договор рассматривался рядовыми членами просто как временная мера. В течении полутора лет существовала дублированная система управления – британская и ирландская, в декабре 1922 власть перешла к местным лидерам.

Общая численность убитых оценивается в примерно 1400 человек, 70% в последние полгода.

 


© Конфликтолог, 2006- ...
Понравилось? Хотите скачать? Нет ничего проще -
материалы сайта и многое помимо того
теперь есть под одной обложкой Locations of visitors to this page